В Беларуси в ближайшее время ожидается массовая переориентация потребителей с зарубежных на белорусские интернет-магазины.
Введение во второй декаде апреля ограничений на международные посылки сведет к минимуму активность белорусов на иностранных онлайн-площадках. Такой прогноз сделал «Альфа-Банк» (Беларусь) на основе анализа информации от участников банковского «Клуба клиентов», специализирующихся на IT-бизнесе и электронной коммерции. По оценкам экспертов, сейчас около трети онлайн-покупок белорусов приходится на зарубежные интернет-магазины, вроде Amazon.com или AliExpress.com. Однако снижение беспошлинных лимитов на зарубежные посылки приведет к расширению аудитории национальных онлайн-площадок. И хотя в ближайшие месяц-полтора белорусские покупатели резко увеличат активность на зарубежных площадках, в среднесрочной перспективе выиграют местные интернет-магазины. Локальная сфера онлайн-торговли получит второе дыхание. «До момента введения новых лимитов белорусы постараются полностью удовлетворить потребности в товарах зарубежных интернет-магазинов, после чего спрос на них будет точечным. Конечно, часть покупателей может попытаться найти лазейки, чтобы обойти новые требования, но это не изменит положение дел на рынке. Для зарубежных интернет-магазинов в Беларуси наступает закат, чем обязательно воспользуются белорусские продавцы», — пояснил директор департамента массового бизнеса «Альфа-Банка» (Беларусь) Александр Бобко. Беларусь ввела более жесткие требования на зарубежные посылки, чем Россия и Казахстан. «Месячный лимит в 22 евро и 10 кг остановит многих белорусских потребителей. Перспектива оплаты пошлины на товары из-за рубежа делает покупку невыгодной: гораздо удобнее станет приобрести схожую вещь в белорусском интернет-магазине. Это создает объективные условия для быстрого роста интернет-торговли и сопутствующих сервисов на территории Беларуси», — считает Бобко. По прогнозам экспертов, рынок онлайн-торговли продолжит развиваться по пути укрупнения бизнеса: популярные площадки смогут расширить долю на рынке, тогда как небольшие интернет-магазины без оригинальной концепции рискуют потерять клиентов. «Белорусские потребители будут выбирать магазины, способные предложить ассортимент и сервис, сопоставимый с тем, к которому они привыкли на зарубежных площадках. Времена «витрин в интернете», в которых оплата и доставка товаров осуществляется курьером, подходят к концу», — отметили в «Альфа-Банке». В настоящее время в Беларуси действует около 11 тыс. интернет-магазинов. При этом, по оценкам экспертов, в обозримом будущем количественный рост замедлится — пришел черед качественных преобразований. Предприниматели осознали, что сфера онлайн-торговли не всегда может обеспечить высокую доходность, что нужно вкладывать в линейку товаров, продвижение, развитие различных средств оплаты и т.д.