Племена на территории Беларуси в среднем и позднем периодах бронзового века. Племена сообщества. Население Беларуси на завершающем этапе бронзового века.
История населения Южной Беларуси, после которого остались памятники этого типа, обычно рассматривается в общности, которая в эпоху бронзы распространялась на просторах Европы от бассейна Одера на западе до востока. Хронология ее определяется в пределах XV-XI вв. до н. э.
На обширном пространстве отмеченной общности выделяются восточный и западный регионы, распространялись в Польше и, наверное, в соседних районах Западного Полесья, Белорусского Понемонья и Западной Волыни. В восточном регионе жили племена других культуры. Они занимали пространство на восток до Падясення и образовывали ряд групп, из которых Сосницкий, по мнению некоторых археологов, образующего самостоятельную культуру и охватывала территории Среднего и Верхнего Поднепровья, Припятское Полесье и даже центральные районы Беларуси.
Картографирование тшцинецка-сосницких поселений и могильников, отдельных находок, дает представление о довольно значительном их распространение на территории Беларуси. Больше всего их на Белорусском Полесье, в низовьях правых притоков Припяти, как минимум, в Ствига-Горынском междуречье. На севере Верхнего Поднепровья поселения Сосницкого типа, по мнению I. Артеменко, распространялись до Оршанский-Могилевской равнины, а отдельные находки характерной керамики встречаются, по его мнению, даже в некоторых местах Белорусского Поозерья. Посуда и отдельные вещи, характерные для Сосницкой культурной общности, были найдены также на северо-западе Беларуси в бассейне Немана, преимущественно на его левобережье, а местами даже и на правых притоках.
Поселение населения тшцинецкай культуры. Восточное Полесье
Тшцинецка-Сосницкий населения селилось на песчаных возвышениях среди речных и озерных поплавать или изредка на выступлениях на краях речных террас В некоторых регионах прослеживается «гнездовой» способ расселения, когда на определенных участках долины располагалось до 5-6 и более поселений. Например, остатки пяти поселений возле д. Липляны Лельчицкого района находились на участке долины продолжением до 2 км, где было много стариц.
Некоторые поселения были краткосрочными, на других же жили длительное время. При раскопках возле д. Пустынки на Черниговщине обнаружено 35 зданий, среди которых 20 являлись жильем, 2 — культовыми, а остальное — хозяйственными сооружениями. Жилье и другие здания располагались в несколько рядов на острове вдоль и занимали участок длиной около 250 м.
Жители этого поселка возводили наземные или углубленные в землю на 0, 5-1, 4 м сооружения площадью от 24-40 до 72-120 м2. В основе их конструкции были вертикальные столбы, а стены делались из бревен или переплетенных ветвей, обмазанного глиной. Жилье состояло из одного или чаще двух помещений – жилой «горнице» и кухни. В интерьер входили печки из камней или открытые огнишчи, хозяйственные ямы. Пол в «горницах» могла преподаваться глиняными валиками. На окраине поселка находилась наземная постройка столбовой конструкции, которая служила местом отправления каких-то земледельческих культов. Другая культовая постройка — полуземлянки — могла быть особым «домом умерших», где кроме как находилось шесть захоронений с кремацией.
Среди тшцинецка-Сосницкого населения существовали разнообразные погребальные верования. Умерших хоронили на курганных и бескурганных могильниках по обряду кремации или ингумации. Встречаются могилы с большим количеством сожженных покойников.
На Верхнем Поднепровье бескурганной могилы с трупосожжением найден под Ходасавичами Рогачевского, Горошкове Речицкого, Сябровичами Чечерского районов. Похороны сделан в ямах, ориентированных по линии восток-запад. Сверху они, вероятно, имели перекрытия. В ямах рядом с кремировано остатками умерших находятся специальные сосуды, кремневые изделия, другие вещи. Похороны с кремацией в яме и сосудом обнаружено даже на верхнем течении Немана около Апечак в Столбцовском районе.
К курганных захоронений Сосницкого типа, возможно, можно относить один из курганов в урочище Милицкае около д. Прибор Гомельского района. Здесь под насыпью кургана на уровне древней поверхности находились обломки посуды, кремниевые изделия, а также кремировано кости покойника.
Население тшцинецка-Сосницкого сообщества практически на всей территории своего распространения в Беларуси пользовалась весьма характерной посудой с примесью листвы в глиняном тесте. Наиболее типичными были высокие горшки тюльпанопадобной формы и сосуды. Края их венчиком были утолщенные и скошенные наружу. Применяли также миски, а иногда и дуршлаг.
Большинство посуды украшалась бороздноватыми линиями, черточками, насечками, наколоми, ямками, отпечатками шнура В Припятском Полесье, на Верхнем Поднепровье и Понеманье широко использовался орнамент в виде розария, который получался при нажатии на необожженными стенку горшка пластинки с накрученные нитью. Именно широкое распространение в отделке розария в сочетании с другими оценками стало поводом для выдвижения керамики Сосницкого типа. Некоторые сосуды имели на шейках глиняные валики. Орнаментальные композиции тшцинецка-Сосницкий керамики состояли из треугольников, зигзагов, горизонтальных линий, групп наклонных штрихов в сочетании с наколами, ямками и т. д. Украшалась вся поверхность или только верхняя половина сосуда.
На поселениях встречаются также глиняные биканичныя и так называемые «рогатые» богато орнаментированные.
Тшцинецка-Сосницкий население пользовалось кремниевыми серпами, топорами, ножами, треугольными и Черенкова с двусторонней ретушью наконечниками стрел, наконечниками дротиков, каменными топорами и др. Зерно растиралось на каменных зернотёрках.
Кремниевые серпы. Реконструкция
Жителям поселений среднебронзового времени Южной Белоруссии и Северной Украины были известны и металлические (медные и бронзовые) изделия. Однако пока что не до конца решен вопрос, владели они сами секретами металлургии или пользовались только импортными вещами.
Изучение тшцинецка-Сосницкой древности в Белорусском Полесье позволило прийти к выводу, что в среднебронзовое время здесь жили группы населения, которые несколько отличались между собой по материальной культуре. На среднем и нижнем течении Припяти, а также в низовьях Горыни, Ствига, Уборти и некоторых других припятских притоков выделяется турово-мозырская (Припятский) группа памятников, которая, сохраняя определенную самобытность, имеют наибольшее сходство с киевской и Ровенской группами восточной культуры. Далее на восток турово-мозырские памятники постепенно приобретают черты, типичные для Сосницкой древности.
В турово-мозырском регионе следует выделить поселения типа Бухлицкага Хутора в низовьях Стыр, Горынь и Ствига. Этот район Припятского Полесья был открыт для непосредственного культурного воздействия с юго-запада и юга, а высокоплодородные почвы особенно привлекали земледельческое население.
На севере Полесья выделяется группа поселений типа Азярное-1 (Любанский район). По сравнению с турово-маэырским регионом здесь сильнее проявлялись раннебронзовые и даже позднанеалитичные традиции, а также ощущались влияния с севера. Это, пожалуй, было частично обусловлено и обособленность от побережий Припяти заболоченными и малозаселенные низменностями между низовьев Птичи и Ясельды.
Согласно исследованиям, проведенным на Северном Полесье, допускается, что люди периодически и сравнительно часто меняли. Подобное наблюдается также на Понеманье и Верхнем Поднепровье. Такой характер может быть свидетельством преимущественно животноводческого направления хозяйства местного населения. Подтверждением этому могут служить результаты исследований, проведенных Г. Симаковой на торфянике рядом с поселением Азярное-1. Здесь в отложениях, которые датируются 2000-500 гг. до н. э., обнаружены пыльца растений, свидетельствующее о существовании животноводства. Пыльца же культурных растений и сопутствующего им сорняков отмечен только для конца эпохи бронзы — начала железного века.
Западное Полесье и Верхнее Панямонне были пограничье племен различных культур. К северу же от Полесья их влияние значительно ослабевал, а имеющиеся некоторые тшцинецка-Сосницкий элементы в керамике скорее всего появились в результате подражаний.
Большинство исследователей тшцинецка-Сосницкого сообщества считает, что она сформировалась на основе групп раннебронзовога населения со шнуровой керамикой, в формировании культуры которого приняли активное участие потомки познанеалитычных аборигенов из гребенчатого-накольчатай керамикой, а также носители культуры шаровидных амфор. Не исключено, что в Восточном Полесье на формирование Сосницкий группы могли повлиять мигранты с юга культуры керамики (вторая половина XVII — XV в. До н. э.), которые эпизодически проникали на территорию современного Гомеля.
Однако дискуссионной остается проблема характера возникновения Тшцинца и форм его существования. По мнению одних исследователей, тшцинецка-Комаровский-Сосницкий общность представляла собой цикл культур с целым рядом тождественных оценок. По мнению других ученых, стык Восточной и Западной Европы от низин бассейна Вислы до лесных и лесостепных зон правобережья Днепра в неолите становится нестабильной «сообществом пограничья». В ней идет процесс циркуляции рознакультурных групп населения, которые в результате длительных и взаимных контактов и влияний сблизились друг к другу.
Существуют и другие взгляды на «тшцинецки горизонт». Например, предполагается, что основные тшцинецкие элементы изначально появились на территории среднеевропейских низин, идея которых в виде особого «пакета оценок» распространилась по оси запад-восток в среде разных культурных проявлений, которых объединял по сути неолитической уклад жизни. Вероятно, позже «тшцинецки горизонт» в некоторых регионах превращается в стабильные культурные группировки, такие, как Лужицкая культура.