Белорусская информационная компания
Адрес страницы: https://belapan.by/archive/2018/11/12/980652/
Дата распечатки: 28.11.2020 14:24
12.11.2018 12:17 Экономика, Общество

Бизнес-сообщество просит главу правительства отказаться от проекта создания водного пути по Припяти и развивать в регионе агроэкотуризм

Минск, 12 ноября. Три ведущих бизнес-союза Беларуси — Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Белорусская научно-промышленная ассоциация — призвали премьер-министра Беларуси Сергея Румаса отказаться от проекта создания водного пути по Припяти и развивать в этом регионе агроэкотуризм. Об этом говорится в открытом письме главе правительства, текст которого распространила пресс-служба БСПН.

"Мы осознаем необходимость поиска дополнительных драйверов роста и солидарны с правительством в том, чтобы усилить экономический потенциал прилегающих к Припяти территорий. На наш взгляд, реальным драйвером может быть развитие агро- и экологического туризма, в том числе формирование туристического кластера, что поспособствует становлению МСП и притоку валютной выручки в страну, особенно в условиях безвизового въезда для иностранцев", — отмечается в письме.

Бизнес-сообщество напоминает, что 3 апреля шесть ведущих бизнес-союзов Беларуси направили в Совет министров и Администрацию президента обращение "О недопустимости реализации высокорискованных инвестиционных проектов". В основе обращения — анализ инвестиционных рисков и экологических угроз для Беларуси, связанных с возможным обустройством водного пути Е40. "К сожалению, мы не получили никакого ответа на наше обращение", — констатирует пресс-служба.

Сторонники проекта Е40 в качестве обоснования ссылаются на документ "Восстановление водного пути Е40 на участке Днепр — Висла: от стратегии к планированию. Итоговый отчет по технико-экономическому обоснованию", подготовленный Морским институтом в Гданьске в партнерстве с Национальной академией наук Беларуси и рядом других институтов. "На наш взгляд, данный документ не является обоснованием для обустройства Е40 на белорусской территории, поскольку не содержит детализированного проекта с точки зрения гидротехнических работ, необходимых объемов инвестиций, в нем нет экономического анализа, оценки воздействия на окружающую среду и других составляющих, которые могли бы позволить оценить баланс выгод и затрат", — обращают внимание подписавшие письмо руководители бизнес-союзов.

По их мнению, "еще нет как такового проекта, полноценных оценок и анализа, но на межправительственном уровне уже принимаются обязательства о развитии Е40, руководством Совета министров даются распоряжения в адрес государственных институтов оказать методологическую поддержку проекту. Таким образом, приходится констатировать политическое и административное давление, повышающее риск принятия ошибочных инвестиционных решений".

Также в обращении напоминается, что на этапе разработки государственной программы строительства в 2011—2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь было сделано заключение об экономической нецелесообразности строительства ГЭС на Припяти. У этой реки низкий перепад высот и широкая пойма. "Даже возведение невысоких плотин в 3—5 м может привести к затоплению значительной территории. По этой причине Припять никак не фигурирует в программе строительства ГЭС. Распоряжение № 226р подталкивает институты пересмотреть ранее сделанные выводы", — считают представители белорусского бизнеса.

"Делая отсылку в сторону гидроэнергетики, жонглируя понятием "улучшение водохозяйственного баланса", сторонники развития транспортного пути Е40 пробуют подать его как проект комплексного развития территорий. Однако, на наш взгляд, он в должной мере не обладает ни транспортным, ни энергетическим потенциалом, чтобы можно было однозначно утверждать о его целесообразности, особенно на фоне очевидных экологических угроз", — говорится в письме.

Бизнес-союзы не согласны с включением "столь неоднозначного проекта по реконструкции водного пути Е40" в стратегию управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, проект которой разработан с участием Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

"Искренне надеемся, что члены обновленного правительства с полной ответственностью отнесутся к обозначенной выше проблеме, а также наладят должный диалог со всеми заинтересованными сторонами. Для учета мнения деловой общественности просим включить в состав рабочей группы председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца и эксперта председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Алеся Герасименко", — отмечается в письме.

Как сообщалось, по территории Беларуси, Польши и Украины может быть проложен водный путь Е40, связывающий Балтийское море с Черным. Проект разработан в рамках программы трансграничного сотрудничества "Польша — Беларусь — Украина", финансируемой Евросоюзом. Он призван активизировать торговлю между тремя соседними странами. Однако экономисты предупреждают о серьезных инвестиционных рисках, связанных с реализацией проекта, а экологи — о пагубных последствиях для человека и окружающей среды.

Распоряжением премьер-министра от 2 сентября 2018 года создана межведомственная рабочая группа, которой было поручено до 1 ноября 2018 года разработать и внести в Совет министров концепцию развития потенциала реки Припять, предусматривающую использование ее транспортных и энергетических возможностей, увеличение занятости населения на прилегающих к реке территориях, улучшение водохозяйственного баланса регионов. Задание по разработке данной стратегии стало продолжением идеи развития водного пути Е40, которую продвигало правительство в прежнем составе. Как пояснили в пресс-службе правительства, срок создания концепции продлен до 1 декабря.
Марина Носова, БелаПАН.

Авторизация

Логин:
Пароль:

Архив

  • день
  • месяц
  • год

Сюжеты




© 2000 — 2020 БелаПАН. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения БелаПАН. Минск

.239