Автокредит на Logists.by — Что делают банки с конфискованными автомобилями?
Автокредит на Logists.by — Что делают банки с конфискованными автомобилями?Рынок автокредитования продолжает расти и шириться, а требования к заемщикам – падать и сужаться. Конкуренция ужесточается – условия кредитования улучшаются. Кредитные сроки становятся все длиннее, процентные ставки ниже, а требования лояльнее. Уже получили распространение кредитные программы без первого взноса, без подтверждения дохода, не говоря уже об экспресс-автокредитах. Соответственно повышается не только риск невозвратов, но и вполне реальная доля просроченных автокредитов. И уже через несколько лет перед кредитующими банками может встать проблема реализации автомобилей, конфискованных у неплательщиков, говорят банковские эксперты. Около 45% автомобилей в российских автосалонах реализуются в кредит. В некоторых салонах эта цифра достигает 65%. Пока объем проблемных кредитов не особо значителен и составляет в среднем всего 2% по классическим программам, и чуть выше по экспресс-кредитованию. Однако эта доля медленно, но неуклонно растет, а должники, не способные далее погашать задолженность по автокредитам, вынуждены возвращать машины в банки. Это не массовое явление, его темпы воображения не потрясают, однако тенденция все-таки существует. И генеральный директор долгового агентства «Пристав» подчеркивает, что число таких автомобилей год от года возрастает. Некоторые банки уже вынуждены организовывать отдельные подразделения, занимающиеся реализацией этих машин. Однако перепродажа залоговых автомобилей все-таки никого особенно не беспокоит: как правило, их тут же определяют в автосалон, да и перепродается таким образом не более десятка машин в месяц каждой кредитной организацией. Так что такого рода деятельность российских банкиров совершенно не расстраивает и даже не претендует на возможный специализированный вид бизнеса. Самостоятельно банки реализуют предметы залога крайне редко, в основном этим занимаются долговые агентства, говорит генеральный директор коллекторской компании «Секвойя» Елена Докучаева. Например, компания «Пристав» реализует таким образом от одной до нескольких десятков автомобилей в месяц. Что касается процесса изъятия машин у неплательщиков, то лишь у 20% должников приходится их изымать в судебном порядке, абсолютное большинство (80%) сдает долговые автомобили вполне добровольно. Многие из них затем перепродаются в том же автосалоне, где и приобретались. Банкиры вообще стараются избегать конфискации авто, все-таки их задача зарабатывать деньги, а не перепродавать изъятые машины. Однако директор одного из автодилерских центров отмечает, что в салонах практически постоянно стоит как минимум несколько залоговых автомобилей. Некоторые банки вообще не связываются с автодилерами, сотрудники просто выкупают машину по цене остаточного долга и перепродают на вторичном рынке с существенной выгодой для себя. Ждать продажи в автосалоне приходится недолго: машины реализуются спустя неделю-полторы, максимум месяц (если цена оказалась завышена). В этом плане у банков особой проблемы нет, на авторынке наблюдается дефицит по целому ряду моделей. Заемщик имеет право и самостоятельно подыскать покупателя для долгового автомобиля: именно так большинство и поступает, поскольку в таком случае цена назначается самостоятельно. Благодаря тому, что на покупку многих моделей выстраиваются целые очереди, покупатель на машину обычно находится очень быстро, особенно, если ее стоимость не превышает тысяч тридцать долларов. К тому же, поскольку основной поток залоговых автомобилей направляется на перепродажу спустя год-полтора после покупки, их стоимость падает еще на 30-35%. Если автомобиль был сдан добровольно, банк имеет право назначить желаемую цену самостоятельно. Если же авто было принудительно конфисковано, его стоимость оценивается судом и реализуется на публичных торгах. При этом, как правило, полученная цифра гораздо ниже реальной рыночной цены, что невыгодно как для кредитора, так и для заемщика. Если после реализации конфискованного авто кредитная задолженность погашена не полностью (что, впрочем, происходит в 90% случаев, утверждает Павел Сеченов, начальник отдела управления по работе с проблемными кредитами Росбанка), заемщик обязан оплатить недостающую часть, желательно в досудебном порядке (до суда банки предпочитают не доходить и использовать как самую крайнюю меру). Бывает, что автомобиль продается по цене, которая выше остатка долга – тогда полученная денежная разница возвращается заемщику.Сохранится ли такая тенденция в будущем, неизвестно. Доступность и массовость автокредитов позволяет клиентам приобретать абсолютно новые автомобили на первичном рынке, а не подержанные залоговые машины, которые уже спустя несколько лет перепродать будет гораздо труднее. Автокредитный рынок насытится и, возможно, банкам придется столкнуться с реальной проблемой реализации залоговых автомобилей на вторичном рынке.
Sign in
Sign in
Recover your password.
A password will be e-mailed to you.