Банки. Достоверно о кредитном рынке России
Кредит.бел — банковский кредит. потребительский кредит. ипотечный кредит. автокредит. лизингГеннадий Онищенко: закон о потребительском кредитовании решит многоеО том, как пресечь практику взимания банками скрытых процентов, рассказывает руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.Итак, насколько серьезной является проблема в потребительском кредитовании? Сами банковские сообщества ее очень высоко оценивают. Я думаю, они где-то преувеличивают. Но нас это не интересует. Нас интересует, что в данном случае есть прямое нарушение прав потребителей. Они заключают кредитный договор, допустим, а им еще помимо этого навязывается договор банковского счета, который соответствующим образом оплачивается, взимается комиссия. И в место процентов 10-15% вы платите реально 40%, а то и 60% по окончанию выплаты своего кредита. Вам не дают возможность заранее выплатить свой кредит, то есть если у вас такая возможность появилась. У вас за это взимают опять же некие по существу штрафы. То есть это прямое нарушение прав. И мы в соответствии с законом «О нарушении прав потребителей», в соответствии с 16 статьей этого закона и уже, пользуясь правами 40-й статьи, вступаем в процесс для дачи заключения по делу. То есть кто-то подает в суд. В данном случае речь идет об общественной организации. Сегодня процесс был против очень серьезных банков. Это Русский Стандарт. На очереди Росбанк. Это крупнейшие игроки в нашем банковском сообществе и которые больше всего, пожалуй, злоупотребляют вот этими, я бы сказал, правовыми изъянами. Изъянами в знании своего права наших потребителей. Насколько таким образом может увеличиться стоимость кредита? Где-то на 40%, на 60%. Всякого рода доплаты, выплаты, обслуживание счетов. Это все идет из вашего кармана.А эти вообще услуги, за которые они берут деньги, хотя бы как-то обслуживаются, то есть они их оказывают? Открытие договора по банковскому счету, хотя я могу взять наличными деньгами эту сумму, но, тем не менее, мне предлагают обязательное условие открытия. Это само собой прямое нарушение закона. Я не могу получить услугу, вернее, мне не могут навязывать обязательную другу услугу, при том, что я заключаю договор на одну из услуг, а мне как бы две услуги совершенно обязательно навязываются. И при этом я выплачиваю за это все.Поэтому эта ситуация, которая возникла, она в прошлом году, в общем-то, была нами действительно выиграна. Это наше территориальное управление в Свердловске, оно прошло все суды всех трех инстанций. Высший арбитражный суд поддержал нас в этом деле. И это вызвало о большую тревогу со стороны банковского сообщества. Видимо, у них есть для этого основания. Тем более, что мы вступаем в ВТО. А ВТО предполагает доступ на российский рынок иностранных банков. И сейчас пойдут обвинения в нашем непатриотизме. Но я не знаю, что большим является патриотизмом: платить не 5% или 2%, как это могут предоставить иностранные банки. Или платить плюс 40% от той суммы кредита, которую взял. Поэтому сейчас такой трудный процесс идет. Тут надо менять и законодательство. Нужно закон о кредитовании принимать. Он, в общем-то, в достаточно высокой степени готовности. Но мы сейчас действуем строго в рамках закона о защите прав потребителей. И сами потребители, видимо, должны свои права защищать, хотя бы как минимум прочитать договор. Насколько я знаю, большинство людей доверяют полностью банкам. Понимаете, у нас нет правовой культуры. У нас нет культуры защиты своих прав. Кстати, совсем скоро будет Всемирный день защиты прав потребителей. И девизом нашего российского дня будет «права потребителей, ваши права». То есть мы должны знать свои права. Мы должны знать, на что мы имеем право. Российское законодательство одно из самых прогрессивным в этом плане. Другое дело, по Салтыкову-Щедрину всегда самое строгое современное российское законодательство нивелируется неисполнением законодательства. Поскольку одни не знают, а другие злоупотребляют. И правовая культура наших граждан – это государственная задача, которую мы решаем вместе, кстати, с общественными организациями по защите прав потребителей. В данном случае мы идем как бы в фарватере общественной организации по защите прав потребителей «Блокпост». Название несколько милитаристское, но задачи у них вполне гуманные.То, что Роспотребнадзор стоит на защите прав потребителей, безусловно, приведет к тому, что, наверное, число исков против банков увеличится в разы. Не боитесь вы, что просто все наши суды будут в этих исках, которые будут годами, как это обычно все продолжается. Никакого решения толком не будет. А пока решения нет, я так понимаю, потребители должны выплачивать кредит по-старому. Слово «боитесь» для государственной деятельности оно не совсем уместное. Мы должны выполнять то, что на нас возложено законом.Хорошо, существует ли опасность того, что суды…Видимо, она существует. Но я надеюсь, что это улица с двусторонним движением, и что банковское сообщество со своей стороны примет меры. И, кстати, Центральный банк в первом судебном процессе, выступил на нашей стороне. Он сказал: давайте играть в отрытую. Все платежи, которые предстоит выплатить заемщику, должны быть прозрачными. Он должен знать, сколько же он в конечном итоге реально заплатить. Тогда он примет осознанное решение. Может быть, он примет решение и под 80%. Но он должен знать. А то ему говорят, что надо 7-12-18%, а платит 40-60%. Вот в чем сегодня проблема состоит. Поэтому, конечно же, я думаю, что сами по себе процессы имеют пользу двойную. И думаю, что не будет завала судов нашими исками. А если это произойдет, будем увеличивать штат судов, что делать. Главное для нас: защитить права человека. Насколько серьезны эти разбирательства для самих банков? Грозят ли им многотысячные, многомиллионные иски? В данном-то случае речь идет о штрафах пока. Наши возможности не очень большие. Но, видимо, тут существует боязнь, я бы так сказал, прозрения потребителя. Что наконец-то, может быть, в этой суете вокруг этих процессов узнает, что его просто-напросто вводят в заблуждение. И, видимо, этого боятся наши банки. Хотя нужно цивилизовать этот рынок. Потому что, слава Богу, потребитель становится все более активным, а вся эта активность должна подкрепляться соответствующими финансами. Единственное цивилизованное место, где он может взять эти финансы для своего бизнеса – это банки. Поэтому нужно налаживать партнерские, а не рабовладельческие отношения между потребителями и банками.Все-таки, не кажется ли вам, что одних этих исков будет недостаточно для того, чтобы нормализовать ситуацию? Конечно.Необходимо, может быть, власти законодательно обязать банки обозначать окончательные суммы процентов? Конечно, конечно, конечно. Именно об этом я и говорю. Ведь наши возможности весьма и весьма скромны.Как скоро государство пойдет на это? Я уже сказал, что готовится закон о потребительском кредитовании. Он многое в этом плане решит. Я думаю, что банковское сообщество привыкнет жить в новых условиях, когда с ним потребитель будет разговаривать на равных. А это во многом цивилизует это пространство. Совершенствование законодательных баз. Ведь банки как среагировали на первый наш иск? Они пошли жаловаться на нас в арбитражный суд. Когда нас арбитражный суд поддержал, они пошли жаловаться в главное правовое управление президента. Ну, прямо по сценарию ЦК КПСС. Кстати, и ГПУ находится в здании бывшей. Есть закон. Мы это право предъявляем. Будьте добры, выполняйте российские законы, а не ходите жалуйтесь. Вот эта реакция, конечно, была для такого солидного сообщества, как банковское, наверное, неадекватной, я считаю. Теперь же они начинают, я думаю, пересматривать свои подходы. И это даст пользу. Главное ведь начинать. Конечно, мы не уповаем, что эти две статьи нашего закона сломают всю ситуацию, но они ее серьезно подвинут.
Sign in
Sign in
Recover your password.
A password will be e-mailed to you.