Банки. Достоверно о кредитном рынке России

Банки. Достоверно о кредитном рынке России
Кредит.бел — банковский кредит. потребительский кредит. ипотечный кредит. автокредит. лизингВ спор Visa и MasterCard хочет вмешаться СберкартВ спор за российский рынок двух крупнейших международных платежных систем – Visa и MasterCard – может вмешаться неожиданный игрок. В России активно обсуждается вопрос о создании национальной платежной системы, скорее всего, на базе Сберкарт. Пока же Visa и MasterCard изощряются в маркетинговых технологиях: первая активно осваивает премиум-сегмент, вторая – сегмент кредитных карт для широких слоев населения. Премиум от Visa Наличие какого-либо соглашения между ними в обеих платежных системах отрицают. Тем не менее, некие шаги в ту или иную сторону заметны. Например, желая привлечь внимание активной и модной категории граждан, в прошлом году Visa совместно с Мастер-банком предложила рынку миниатюрную карту Visa Mini, которая по размеру меньше стандартной карты Visa на 43%. Совсем недавно Visa вместе с Альфа-Банком и журналом Cosmopolitan презентовали кобрендовую карту, предназначенную исключительно для прекрасных дам. Для состоятельных россиян Visa предложила в 2006 году элитную карту Visa Infinite, предоставляющую своим владельцам не только безграничный кредитный лимит, но и массу дополнительных услуг, как круглосуточная служба поддержки, готовая оказать любую помощь. «В силу особенностей российской действительности, Visa в России прошла несколько этапов своего развития. В 80-х годах, когда карта впервые появилась в Советском Союзе, Visa была элитным финансовым продуктом, своего рода атрибутом богатой жизни, – передал через пресс-службу генеральный директор представительства Visa в России Лу Наумовский. – В 90-х годах задачей банков было научить население пользоваться пластиковой картой и образовать его в плане безналичных платежей. Тогда Visa стала одной из самых распространенных пластиковых карт, по которой выдавали заработную плату. С появлением все большего количества состоятельных клиентов и ростом их запросов увеличиваются и требования к финансовым продуктам Visa. В связи с этим летом прошлого года мы разработали и запустили программу «Возрождение премиальных продуктов» в России. «Возрождение» заключается в том, что сегодня Visa совместно с банками-членами предлагают держателям премиальных карт новые уникальные возможности и преимущества, разработанные специально для России и дающие доступ в мир роскоши и эксклюзивных услуг». «Visa в последнее время более активно продвигала продукты «Премиум-класса». Думаю, это связано с тем, что многим крупным российским банкам, потерявшим права на эмиссию элитных карт платежной системы American Express (в 2005 году AmEx передала все права на эмиссию своих карт банку «Русский стандарт»), нужно было предложить своим клиентам аналогичный продукт», – говорит начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов. В свою очередь зампред банка «Авангард» Валерий Торхов полагает, что «Visa, активно презентуя свои новые продукты, таким образом, укрепляет свой бренд в сознании граждан». Кредитка для всехКарта, рассчитанная на премиум-аудиторию, есть и у MasterCard – это карта MasterCard World Signia, которая эмитируется в России с 2003 года. Но ее позиции более сильны в другом сегменте, что объясняется избранной стратегией: число кредитных карт MasterCard намного превышает число кредитных карт Visa. На сегодняшний день банком «Русский стандарт» эмитировано порядка 12 млн кредитных карт MasterCard, банком Хоум Кредит энд Финанс – 4,6 млн карт, Ситибанком – более 300 тыс. карт. Visa, по данным системы на конец 2006 года, в России выпустила более 2 млн кредитных карт. MasterCard предпринимает усилия для продвижения именно этого продукта. Например, в марте платежная система совместно с Ситибанком предложила рынку кредитную карту Cash Back, дающую возможность ее владельцу получать обратно на счет 1% от суммы каждой покупки. По данным Ситибанка, на сегодняшний день число эмитированных карт такого вида превысило 20 тыс штук. При этом в российском представительстве говорят, что для них не имеет значения сегмент аудитории. «В России для MasterCard одинаково важны оба направления – как массовый, так и премиальный сегменты рынка, – передал через пресс-службу глава представительства MasterCard Europe Андрей Королев. – На сегодняшний день в России представлена вся продуктовая линейка MasterCard – от массовой карты Maestro до супер-элитной MasterCard World Signia». «Их стратегия понятна. Нет смысла подсчитывать выпущенные дебетовые карты. В России они, как правило, используются лишь для снятия наличных в банкоматах. Наиболее важное свойство – это возможность платить с помощью карт. В России приучить граждан использовать карты в магазинах можно с помощью кредитных карт», – считает Валерий Торхов. Новая силаПока Visa и MasterCard лидируют: на их совокупную долю приходится 80% рынка, причем делят они ее пополам – по 40%. Впрочем, в скором времени расклад сил может измениться благодаря появлению российской национальной платежной системы, вопрос о создании которой достаточно активно обсуждается в последнее время. «У той платежной системы, которая будет выбрана в качестве национальной, появятся, как я полагаю, очень серьезная государственная поддержка и прекрасные перспективы для развития – скорее всего, многие бюджетные организации будут переведены к ней на обслуживание», – говорит директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка» Елена Дворовых. По мнению банкиров, национальной платежной системой будет выбрана Сберкарт, которая совсем недавно начала работать в режиме промышленной эксплуатации. Теперь любой банк, вступив в Сберкарт, сможет начать эмитировать такие карты. Они будут приниматься к обслуживанию во всей сети Сбербанка, который является расчетным банком системы. Пока российская платежная система намерена предлагать лишь дебетовые карты, позднее и кредитные. С помощью Сберкарт банки также смогут эмитировать социальные карты, на которых, помимо банковского счета, будут записаны дополнительные сведения, такие как информация о предоставляемых льготах, паспортные данные, а также данные об ИНН и фонде медицинского страхования льготника. «Если национальная платежная система обеспечит в первую очередь возможность расчетов по всей России, а затем и за рубежом, то она сможет занять на российском рынке достойное место. По моим оценкам, большинство операций российских граждан по картам приходится на Россию, значительно меньшая часть – на зарубежные страны (это деловые поездки и отдых), – полагает зампред правления по развитию розничного бизнеса «Русь-банка» Валерий Кардашов. – Стимулом для банков вступить в национальную платежную систему станут приемлемые финансовые условия для обслуживания». Пока же российские платежные системы – Сберкарт, «Золотая Корона», Union Card – лидируют лишь в отдельных регионах и сегментах. «На сегодня российские платежные системы занимают определенные ниши, в основном в регионах. Они лидеры на Урале и в Зауралье, в Сибири и на Дальнем Востоке, где обслуживают зарплатные проекты и активно продвигают свои новые продукты», – говорит Елена Дворовых.

Вам также могут понравиться