Современное общество фундаментально связано с информационно-коммуникационными технологиями, а потому сегодня любое правительство осознает необходимость развития институтов электронного управления
Страна может двигаться путем электронной демократии, предлагая равноправное взаимодействие администрации, граждан и представителей бизнеса. Либо же сформировать нормы e-government и попытаться установить их в приказном порядке. Украина выбрала первый путь, который позволяет следовать путем Евроинтеграции.
В данной статье мной проанализированы основные этапы развития электронного управления в Украине. При этом акцент сделан на формировании нормативно-правовой базы. Связано это с тем, что в Беларуси на законодательном уровне электронное правительство представлено плохо и опыт соседей может быть полезен. В заключительной части выделены особенности развития e-government в Украине, а также кратко расписаны трудности, с которыми оно сталкивается.
Разработка и создание концепции электронного правительства
В январе 2007 года Кабинет министров Украины принимает закон «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 – 2015 годы». Этот документ стал следующим шагом определения политики развития информационного общества в стране после изданного в 1998 году закона «Про национальную программу информатизации». К 2007-му году стало очевидно, что темпы развития современных технологий требуют обновления правовых норм. Документ, в частности, определял политику использования ИКТ в сфере оказания государственных услуг, а также применение ИКТ в рамках межведомственного документооборота. Однако закон не прояснял, что такое электронное правительство и планируется ли развитие его на государственном уровне.
Отсутствие концептуального обоснования e-управления и других ключевых тем современного информационного общества, таких как электронная демократия, электронная экономика, электронные услуги etc, побудило в 2009 году группу экспертов разработать «Концепцию развития электронного управления в Украине».
Профинансировал работу Международный фонд Возрождение. В рамках концепции были определены основные термины электронного правительства, обозначены его цели: повышение качества и доступности государственных услуг, упрощение процедур, сокращение административных расходов, повышение качества административных и управленческих процессов, обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и так далее. Также в рамках концепции были обозначены основные направления развития электронного правительства, определена стратегия реализации проекта электронной демократии. В декабре 2010 года Кабинет министров принял концепцию на законодательном уровне. Тогда же был анонсирован «Закон о развитии электронного правительства в Украине».
Законы и постановления, регламентирующий развитие электронного правительства в Украине
1996 год. Закон «Про обращения граждан» (с поправками от 2015 года)
1998 год. Закон «Про национальную программу информатизации» (с поправками от 2002, 2010, 2014 и 2015 годов)
2007 год. Закон «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 – 2015 годы«
2009 год. Закон «Об административных услугах»
13 декабря 2010 год. «Концепцию развития электронного управления в Украине»
15 мая 2013 года. «Стратегия развития информационного общества в Украине»
12 января 2015 год. «Стратегия устойчивого развития «Украина – 2020»
30 октября 2016 года. План действий по внедрению инициативы «Партнерство «Открытое правительство» в 2016 – 2018 годах»
Электронные услуги
Параллельно в 2009 году началось формирование Реестра государственных услуг, был разработан и принят закон «Об административных услугах». В нем дается определение административным услугам, прописаны права граждан и обязанности административных институтов, предоставляющих те или иные услуги. Ряд изменений был внесен в декабре 2015-го.
В законе, в частности, указано, что предоставление онлайн услуг осуществляется через Единый государственный портал административных услуг. 11 сентября 2013 года Кабинетом министров было принято постановление «Об утверждении плана мероприятий по созданию Единого государственного портала административных услуг». До 2016 года портал должен был быть разработан, протестирован и запущен в эксплуатацию.
Сегодня портал полноценно функционирует, на нем представлено большинство государственных услуг. Примечательно, что существует и альтернативная версия, работу которой, как я понял, поддерживают IT-активисты.
Речь идет о Портале государственных услуг. Насколько я могу судить, он в первую очередь ориентирован на предоставлении информации о работе местных административных институтов.
В статье «Е-правительство в Украине: когда сжигать бумагу?», опубликованной 20 января 2016 года, аналитик Free Voice IAC Марта Кобринович отмечает, что на конец 2015 года из административных услуг, которые планировалось перевести в электронный вид, на портале было размещено 213, в стадии запуска находилось 42, на стадии разработки — 922. По областям больше всего электронных услуг предоставлялось в Днепропетровской(159), затем следовали Винницкая (93) и, наконец, Киевская область (79).
После Евромайдана
События Евромайдана заставили на некоторое время поставить за скобки вопрос развития электронной демократии в стране. Однако, с другой стороны, усиление гражданской позиции и ориентация на ценности и стандарты современной Европы придали красок вопросам е-управления и е-демократии, побудили взглянуть на них с большим энтузиазмом.
Необходимость участия граждан в решении как государственных, так и административных вопросов стала очевидной.
Данной позиции придерживается и коалиция общественных организаций «Реанимационный пакет реформ» (РПР), сформированная в феврале 2014-го года. РПР определило 23 направления, развитие которых модернизирует политическую систему, позволит стабилизировать ситуацию, а также послужит становлению демократии и евроинтеграции. Два из этих направления — внедрение электронного управления и электронная демократия.
12 января 2015 года была принята «Стратегия устойчивого развития «Украина – 2020». В ней предложено 62 реформы, которые разделены на четыре вектора реализации: вектор развития, вектор безопасности, вектор ответственности и вектор гордости. Программа электронного управления включена в стратегию в рамках вектора безопасности.
Электронное правительство сегодня. Электронные петиции
В качестве примера развития электронного правительства Украины часто приводится Официальное интернет-представительство президента Украины «Электронные петиции». На этом сайте граждане могут как подать петицию на рассмотрение президенту Украины, так и подписать одну из уже предложенных. Для того чтобы петиция была принята на рассмотрение, она должна набрать 26 тысяч подписей. Порядок рассмотрения электронных петиций определен указом президента Украины от 28 августа 2015 года. Нормативным правовым документом, на котором основывается указ, стал закон «Про обращения граждан»от 1996 года, в который летом 2015-го было внесен ряд существенных изменений. В частности, был определен механизм подачи электронных петиций.
На 21 марта 2017 года на сайте было зарегистрировано 891 359 пользователей (37 088 пользователей в этом году), создано 29 551 петиция (1255 в этом году), 40 из них набрали необходимые 26 тысяч подписей, на 38 был дан ответ президента.
Для полноценного исследования работы сайта необходим более детальный анализ. Так, например, беглый просмотр некоторых ответов президента показал, что они являются формальными и не предполагают конкретные действия со стороны правительства. В этом плане введение электронных петиций президенту, как можно предположить, является в первую очередь популистской практикой. Но как механизм электронной демократии в президентской республике данный ресурс имеет большой потенциал.
Агентство электронного правительства
14 июня 2014 года Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины было переименовано в Государственное агентство по вопросам электронного правительства. Деятельность агентства координируется Кабинетом министров.
Примечательно, что сегодня работа агентства ориентирована в первую очередь на потребности граждан. Так, важную роль играет сформированный при агентстве Общественный совет, состоящий из представителей гражданских инициатив, экспертов и специалистов в области электронного правительства.
21 марта 2017 года состоялось последнее на сегодня обсуждение работы Общественного совета, были учтены замечания, а также руководителем агентства было принято решение «Об образовании инициативной группы по подготовке учредительного собрания по формированию нового состава Общественного совета при Агентстве». В рамках данной процедуры будут такие современные технологии, как е-участие и е-голосование.
Одним общественным советом сотрудничество Агентства с гражданами не ограничивается. По распоряжению Кабинета министров Агентством совместно с Коалицией по развитию электронной демократии в Украине были разработаны Концепция развития электронной демократии в Украине, а также План по реализации первого этапа ее выполнения. Для ознакомления граждан Украины с Концепций в марте-апреле 2017 года был организован ряд встреч.
Локальные инициативы
Отличительной чертой развития электронного правительства в Украине является отсутствие отношений метрополия – периферия. Реализация инициатив осуществляется местными органами власти без указаний из центра, не существует единых шаблонов, по которым реализуются те или иные проекты. Так, например, в январе 2016 года во Львове был разработан и запущен проект Электронного кабинета горожанина. Он является уникальным и не имеет аналогов в других городах.
В Харькове действует проект Электронного самоуправления, который не только предлагает гражданам воспользоваться электронными административными услугами, но и описывает возможности электронного самоуправления гражданам. По информации портала, с 2003 года идет поступательное развитие e-government в городе: все подразделы харьковского городского совета объединены в сеть; налажена система электронного документооборота; каждый из депутатов имеет свой собственный электронный кабинет, через который к нему можно обратиться; большинство нормативных документов оцифровано и представлено в открытом доступе; разработана автоматизированная информационная система градостроительного кадастра. Также через сайт Харьковского городского совета можно подать петицию или подписать уже поданные на рассмотрение. При должном наборе подписей (как я могу предположить, более тысячи) петиция будет рассмотрена администрацией, а результаты рассмотрения и ответ главы совета будут представлены на сайте.
Проблемы, с которыми сталкивается электронное правительство в Украине
Как отмечает в своем исследовании Елена Архипова, главная проблема заключается в отсутствии соответствующих кадров. Огромный сегмент работы в области развития электронного правительства проводят эксперты и IT-волонтеры. С точки зрения становления электронной демократии — это хороший знак, но этого явно недостаточно для того, чтобы административный аппарат соответствовал европейским стандартам. Для решения этого вопроса организовываются специальные курсы повышения квалификации, а также в двух высших учебных заведениях страны выпускаются специалисты в области электронного правительства — 75 специалистов ежегодно в Национальной академии государственного управления при президенте Украины и 25 специалистов в Херсонском национальном техническом университете. Тем не менее, переход на административном уровне к электронному правительству идет не так быстро. Обученных специалистов в стране не хватает.
Вторая проблема — бюрократический аппарат. Многие государственные услуги хоть и заявлены номинально в электронном виде, де факто оказываются старым способом. Электронный документооборот между гражданами и чиновниками практически отсутствует. Все вопросы необходимо решать хождением от одной инстанции к другой, проводя много времени не в онлайн, а в оффлайн очередях. Так, например, хотя для подачи документов на заграничный паспорт и существует электронная очередь, как показал мой опыт посещения Миграционной службы в Киеве, она не работает. Получение разнообразных справок требует непосредственного посещения соответствующего кабинета и часового стояния в очереди.
Третья проблема — финансирование. Так, по данным Forbes, в 2015 году финансирование программ электронного правительства и информатизации сократилось в 20-25 раз по сравнению с 2014-м, составив два миллиона гривен или, при пересчете, около 100 тысяч долларов. Для сравнения, в Эстонии на развитие электронного правительства в том же году было выделено 20 миллионов долларов. При этом стоит учесть, что переход к e-government является весьма затратным: необходимо обновить технический парк, для осуществления документооборота необходимо объединить филиалы и местные органы единой сетью, разработать безопасное программное обеспечение, наконец, провести курсы повышения квалификации.
Даже развитая система электронного управления требует серьезного бюджета.
Причем речь не идет о финансировании таких специфических направлений развития e-government, как электронная медицина, электронная транспортная система, электронное образование etc, которые также нуждаются в дополнительных бюджетах.
Четвертая проблема — недоверие граждан к работе государственных институтов. Необходимость реформирования правительства была вызвана тем, что аппарат показал свою коррумпированность, неспособность к модернизации и закрытость. За годы работы у граждан сформировалось недоверие к нему. Какие-то позитивные изменения в последнее время произошли, однако их недостаточно. Многие инновации, идущие от правительства, политических или общественных объединений, вызывают у граждан неприятие. И если в некоторых областных центрах мы видим заинтересованность в развитии e-government, существует активная гражданская позиция, а административные институты открыты к преобразованию, то в других городах сохраняется атмосфера постсоветской апатия.
Ключевые отличия электронного правительства в Украине
- Наличие развитой законодательной базы. Отсутствие нормативных документов, определяющих такие понятия, как электронное правительство, электронная демократия и электронная экономика, создает ряд трудностей для e-government в Беларуси. На примере анализа системы межведомственного документооборота мы уже показали, что законов явно недостаточно и их сложно объединить в один пакет. В Украине не только существует развитая нормативная правовая база по данному вопросу, но также стоит отметить, что документы постоянно проверяются на актуальность. В то случае, если закон не выдерживает критику, то эксперты предлагают правительству внести изменения. Причем я не обнаружил примеров, когда правительство не принимало те или иные предложения.
- Совместная работа граждан и правительства по развитию e—government. В статье приведен ряд примеров, когда независимые экспертные группы, а также IT-активисты делали значимый вклад в развитии электронного управления в Украине. Показательно, что правительство всячески поощряет включение гражданских инициатив в работу по развитию e-government. Это имеет очевидные финансовые преимущества, ведь оплата работы экспертов может осуществляться за счет независимых фондов, а волонтеры не требует платы за свою работу. С другой стороны, сотрудничество с гражданами позволяет достичь главной цели электронного правительства — сделать его открытым и ориентированным на взаимодействие администрации, граждан и бизнеса.
- Просветительская работа в области электронного правительства. Государственные институты ставят своей целью не только реализовать программы, но и представить их работу гражданам. Примерами являются открытые обсуждения разработанной Агентство концепции электронной демократии. При реализации того или иного проекта объясняется, чем он будет полезен гражданам и как они могут повлиять на его развитие.
- Местные инициативы развития. Электронное правительство не насаждается из «центра». Местные органы самоуправления сами осознают значимость развития e-government и разрабатывают самостоятельные проекты, соответствующие нуждам общества. Для сравнения, в Беларуси сайты всех областных и районных исполнительных комитетов созданы и работают по шаблонам. В данной статье я привел примеры Львова и Харькова, однако институты самоуправления реализуют самостоятельные проекты в области электронного правительства и в других городах, таких как Винница, Днепропетровск, Киев и т.д.
Заключение
Выбранный формат статьи не позволил представить все проекты электронного правительства, реализуемые в Украине. Так, была оставлена без рассмотрения Система электронного поступления в высшие учебные заведения, которая рядом авторов приводится как удачный пример предоставления электронных услуг. Отдельного текста требует тема развития электронных транспортных систем, в частности, политика внедрения электронного билета в Киеве. Не раскрыта в статье и важная тема Инициативы «Партнерство «Открытое правительство» (“Партнерство “Відкритий уряд”), а также работа Национального портала электронных данных. Однако я надеюсь, что общее представление о становлении электронного правительства в Украине у читателя сформировалось. Заинтересованность в развитии e-government существует как у правительства, так и у граждан, и у представителей бизнеса. А реализация политических и экономических реформ в стране позволяет предположить, что в скором будущем электронное управление в Украине выйдет на новый уровень и поспособствует развитию электронной демократии в регионе.