Первое моё знакомство с CRM произошло по воле руководителя: все сотрудники получили доступ к программе 1C-Рарус. Первое время, иначе, как планировщик заданий, она не воспринималась
На самом же деле, от обычного электронного органайзера, система сильно отличается. Википедия даёт точное определение CRM – это система управления взаимоотношениями с клиентами (перевод аббревиатуры с английского).
Существует больше 100 самых разных программ такого типа: у каждой — свой функционал, устройство и оформление. Так, например, визуально отображена неделя менеджера в уже упомянутом Рарусе.
Удобство я оценила достаточно быстро: вместо вечно теряющихся стикеров для записей и ежедневника, под руками оказался электронный помощник, вовремя напоминавший о сделке, важном звонке, или встрече.
Система сильно помогала в работе, и я не могла не применить её для планирования заданий по фрилансу. Проблема возникла сразу же: стоимость лицензии оказалась порядка 150 000 рублей, а дарить сотрудникам доступ к программе в личных целях никто не собирался. Даже при постоянном доходе от дополнительной работы, потратить такую сумму на Рарус не представлялось возможным.
Решение подсказали поисковики: среди десятков предложенных вариантов нашлись именно те, что я искала. Для этого, правда, пришлось зарегистрироваться в 22х сервисах, посетить сотни страничек, но результат оправдал ожидания. Ниже представлены лучшие из найденных систем: как бесплатные, так и те, что придутся по карману фрилансеру.
Обзор платных CRM-систем
WireCRM – удобный и понятный интерфейс. Пользоваться можно всего лишь за 100 рублей в месяц. Также разработчики дают 30 дней свободного доступа для изучения программы. Существует собственный магазин приложений. Мощный органайзер с напоминаниями, базой клиентов и планировщиком дел. Чем-то напоминает календарь в Microsoft Outlook.
Yoolla отлично подойдёт для тех, кто занимается продажами: помимо стандартных напоминаний, встреч и базы клиентов, сервис использует IP-телефонию, рассылки и интеграцию с сайтом. Работать в Yoolla можно как в сети (300 руб. за пользователя в месяц), так и на собственном компьютере без подключения к интернету (от 1 500 рублей за сотрудника в год). К сожалению, дополнительные возможности не входят в абонентскую плату и тарифицируются отдельно. При указании промо-кода yfl во время регистрации вы получает дополнительно к 30 дням бесплатного теста 300 бонусных рублей на свой аккаунт.
Мегаплан – разработка российского производства, которая станет незаменимой для группы фрилансеров. Включает в себя отчёты, обмен документами, управление продажами и список клиентов. Приятное дополнение – общение между исполнителями. Самый дешёвый тариф обойдётся в 290 рублей за месяц. Самый дорогой вариант, «Бизнес менеджер», будет стоить 640 рублей. Цены указаны за одного сотрудника. Минимальный пакет рассчитан на 10 человек. Приятно удивило, что после регистрации последовал звонок от менеджера с последующим руководством по работе с сервисом на почту.
AmoCRM упоминается чаще других систем. В первую очередь, благодаря своему функционалу: среди её дополнительных возможностей числятся продажи, интеграции с сайтом и телефоном, сделки, система баллов и планы сделок. Обладает Amo и стандартными встречами, списком клиентов и напоминаниями. Популярность программы обеспечена и низкой стоимостью: всего от 499 рублей в месяц за пользователя.
SugarCRM устанавливается непосредственно на компьютер пользователя. Стоимость самой дешёвой версии составляет 40$. CRM не переведена на русский, но обладает огромным функционалом, в том числе, и обменом с электронной почтой.
Обзор бесплатных CRM систем
Битрикс24 по праву заслуживает первое место в списке продуктов, не требующих финансовых вложений. Её популярность обусловлена набором полезных функций и интерфейсом, который первоначально разрабатывался исключительно для компаний. Отличается от платных версий некоторыми ограничениями: например, отсутствует возможность иметь собственный домен, или отправить отчёт руководителю. Из минусов можно отметить обилие функций, которые нужны далеко не всем фрилансерам.
Deloteca – самый простой формат для упорядочивания дел. Планирование в этом сервисе сводится к постановке задачи, выборе сотрудника и срока выполнения. Никаких других дополнений разработчики не предусмотрели. Существует лишь возможность перейти на платные тарифы, которые отличаются свободным местом и скоростью работы. Сильно напоминает электронный ежедневник.
Smarty CRM отлично подходит, как компаниям, так и фрилансерам. Чат между участниками, постановка целей, базы контактов, ежедневник и бесплатная поддержка пользователя. Разработчики позаботились о мобильном приложении: она доступна для ios и android. При желании можно обновиться до платной профессиональной версии.
TeamWox, несмотря на настойчивые предложения создателей попробовать коммерческую версию, доступна и в свободном доступе. CRM устанавливается на персональный компьютер и обладает рядом стандартных функций: мессенджером, базой контактов, напоминаниями.
Заключение
Для кого-то планирование дел с помощью программ – решенный вопрос, ведь в пользе упорядочивания информации и важного напоминания еще никто не сомневался.
Кто-то думает, что не сталкивался на своём пути с CRM. Но достаточно посмотреть на мобильный телефон: база контактов, пара записей в календаре на ближайшие даты, будильники и несколько уведомлений о делах – вот отличный пример для сравнения и размышлений.
По оценкам экспертов, рынок CRM еще 3 года назад составлял 18 миллиардов долларов. И до нынешнего времени он не стоял на месте: помимо представленных продуктов, существуют десятки программ, позволяющих планировать рабочее время.
Уже сейчас разработчики смело позиционируют свои труды, как системы для малого бизнеса и внештатных сотрудников, а охват фрилансеров, как категории для роста отрасли, считают лишь делом времени. Вступать в эту категорию, или нет – решать только Вам.
В любом случае, CRM – не панацея от всех проблем, а всего лишь способ организовать предстоящие задачи.