Белорусская информационная компания
Адрес страницы: https://belapan.by/archive/2019/03/15/996708/
Дата распечатки: 24.05.2019 07:00
15.03.2019 15:59 Политика, Общество

При внесении изменений в Конституцию Беларуси необходимо усилить роль парламента, считает профессор БГУ

Минск, 15 марта. В Беларуси при внесении изменений в Конституцию необходимо усилить роль парламента. Такое мнение высказала профессор кафедры международных отношений Белорусского государственного университета, доктор политических наук Юлианна Малевич 15 марта во время видеобрифинга, организованного Национальным пресс-центром.

"Наш парламент очень серьезно недорабатывает свою контрольную функцию. С моей точки зрения, парламент должен развиваться и брать на себя большую ответственность в развитии нашего общества. Это один из аспектов, в моем представлении, который уже не очень работает и который надо каким-то образом изменять. Потому что все-таки парламент — это законодательный орган, и в рамках законов, в которых живет наше государство, именно парламент должен стимулировать и закреплять развитие неких процессов", — отметила Малевич.

По ее мнению, сегодняшняя белорусская Конституция находится "в состоянии так называемой политической сингулярности". "Это разрыв между старыми политическими установками XX века и новыми политическими установками XXI века. Зачастую эти старые политические установки и подходы не только не устраивают социум, а социум — это именно то, для чего существует Конституция, но и тормозят его развитие", — добавила эксперт.

Малевич отметила, что трансформация Основного закона — это естественный процесс, который требует "новой системы знаний, новых норм и типов отношений". Она подчеркнула, что при модернизации Основного закона важно учитывать "полную информатизацию" сегодняшнего общества.

Профессор считает, что "Конституция Республики Беларусь — вещь достаточно интересная и уникальная", основанная на нормах конституций таких стран, как Франция, США, Италия, Швейцария, СССР и Германия.

По ее словам, введение в стране в 1994 году президентской формы правления было чрезвычайно важным моментом: "Потому что суверенитет только устанавливался. Мы только начинали жить как самостоятельное государство. И сильная власть одного человека, того человека, который мог принимать конкретные решения, мог брать на себя ответственность за принятие этих решений, — это, наверное, было очень важно. Потому что, скорее всего, благодаря именно такой форме правления, как президентская республика, мы смогли осуществить большое количество преобразований и тех успехов, которые мы имеем в настоящее время".

15 марта 1994 года Верховный совет Беларуси принял Конституцию, которая ввела президентскую форму правления. Летом того же года прошли первые в истории страны выборы президента, победу на которых одержал Александр Лукашенко.

На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, который инициировал Лукашенко, в Основной закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми отсчет пятилетнего срока президентства Лукашенко начался заново, а Верховный совет был преобразован в двухпалатный парламент — Национальное собрание. Президент получил право назначать шесть судей Конституционного суда и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

В Основной закон также были внесены изменения, касающиеся полномочий Конституционного суда: ограничен круг субъектов, имеющих право инициировать принятие судом заключения. Таким правом обладают президент, правительство, палаты парламента, Верховный суд и Высший хозяйственный суд. При этом Конституционный суд был лишен возможности принимать заключения по собственной инициативе.

17 октября 2004 года в Беларуси прошел еще один референдум, по итогам которого из Конституции было исключено положение, ограничивающее пребывание одного человека на посту президента двумя сроками.

Вопрос о возможном изменении Конституции в Беларуси обсуждается около двух лет. Александр Лукашенко в ходе "Большого разговора с президентом" 1 марта заявил, что новую Конституцию "придется принимать". "Нам придется усиливать другие ветви власти, исполнительную, законодательную. Может, что-то, но после серьезного анализа, надо будет предпринять по избирательной системе. Вводить или не вводить пропорциональную систему или остановиться на мажоритарной. Это будет сделать просто — уже опыт есть и России, и Казахстана, других стран. Мы его изучим, — сказал он. — Я вам клянусь, что эта Конституция не будет продавливаться, не будет приниматься нахрапом, не будет с моей заинтересованностью".

Алексей Александров, БелаПАН.

Авторизация

Логин:
Пароль:

Архив

  • день
  • месяц
  • год

Сюжеты


© 2000 — 2019 БелаПАН. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения БелаПАН. Минск