Белорусский рынок онлайн-торговли ожидают перемены

Онлайн-торговлю в Беларуси ожидают перемены: конкуренция усилится, доходность снизится, а небольшие интернет-магазины, лишенные оригинальной концепции и конкурентных преимуществ, будут вынуждены закрыться или перейти под крыло крупных площадок.

Такое мнение высказал руководитель по электронному бизнесу «Альфа-Банка» (Беларусь) Андрей Косач. Он отметил, что сфера онлайн-торговли в Беларуси «стремительно развивается» — в стране уже зарегистрировано около 10 тыс. интернет-магазинов. Однако такие площадки, как Amazon.com или AliExpress.com, в республике еще не появились. «Белорусские интернет-магазины в основном представляют собой «витрину в интернете», благодаря которой покупатель может выбрать и заказать товар, тогда как его оплата и доставка осуществляется с участием курьеров», — сказал Косач. Вместе с тем, по его мнению, в ближайшие годы количественный рост уступит место качественным преобразованиям. Онлайн-торговля в стране будет укрупняться: слабые игроки уйдут с рынка, а сильные смогут увеличить свою долю и расширить свое присутствие в смежных сегментах. «Снижение покупательской способности населения и стремительный рост числа субъектов интернет-торговли привели к эффекту бумеранга — бизнес в этой сфере стал менее прибыльным, а определяющую роль стала играть экономия на масштабах», — считает эксперт. «Сам рынок при этом становится прозрачнее и безопаснее. Чем крупнее онлайн-бизнес, тем выше интерес к развитию различных форм оплаты. Многие интернет-магазины понимают изменения, которые происходят и в поведении клиентов, и в целом на рынке онлайн-торговли», — пояснил руководитель по электронному бизнесу. В качестве примера эксперт привел сервис e-Invoicing, который позволяет белорусским интернет-магазинам выставлять покупателям электронные счета через ЕРИП, что «в итоге дает продавцам приемлемую себестоимость расчетов, а покупателям — более безопасный способ оплаты». Он отметил: если оплачивать товар при помощи банковской карты на сайте интернет-магазина, то существует определенный риск. Ведь покупатель доверяет интернету данные своей карты: вводит, как минимум, ее номер, срок действия и CVV-код. Международные платежные системы давно работают над исключением этого риска. Если интернет-магазин подключен к сервисам 3-D Secure, то добавляется один шаг аутентификации для онлайн-платежей — покупателя просят ввести код подтверждения, который банк — эмитент карточки обычно отправляет через SMS на привязанный к карте номер мобильного телефона. По словам эксперта, при расчете через ЕРИП уровень безопасности выше, хотя и работать с системой сложнее. Покупатель получает код заказа, после чего необходимо любым удобным способом (через мобильный или интернет-банк либо с помощью устройства самообслуживания) найти в «дереве» ЕРИП продавца и оплатить код заказа. «Обычно это занимает много времени, но с помощью сервиса e-Invoicing этот процесс можно значительно упростить. Код заказа будет направляться клиенту в виде push-уведомления в банковское мобильное приложение, по аналогии с поступлением СМС-сообщения или почты», — пояснил Косач. По мнению эксперта, безналичные платежи в онлайн-торговле получат большее распространение с конца декабря, когда вступит в силу постановление Совмина № 517. Документ обязывает интернет-магазины принимать оплату за товары по банковским платежным карточкам и через ЕРИП. «Это станет дополнительным стимулом, который окажет влияние на владельцев интернет-магазинов», — считает представитель «Альфа-Банка».

Вам также могут понравиться