Расчет эффективной процентной ставки, предлагаемый ЦБ, пока не совершенен, Потребительский кредит, Новости и публикации — Кредит.бел

Расчет эффективной процентной ставки, предлагаемый ЦБ, пока не совершенен, Потребительский кредит, Новости и публикации — Кредит.бел
Расчет эффективной процентной ставки, предлагаемый ЦБ, пока не совершенен, Потребительский кредит, Новости и публикации28 апреля 200724 апреля в Ассоциации российских банков (АРБ) состоялась пресс-конференция на тему «Бумеранг процентной ставки».Глава АРБ Гарегин Тосунян отметил актуальность потребительского кредитования как бурно развивающегося сегмента рынка. Он напомнил, что на президиуме Госсовета активизация рынка потребительских кредитов была рассмотрена вместе с предложениями по росту капитализации банковской системы страны. Г.Тосунян полагает, что информирование населения о банковских услугах («финансовый ликбез») может быть существенно улучшено. Тенденцию к ежегодному удвоению объемов кредитования можно считать устойчивой, считает Г.Тосунян. Российские банки стараются выстраивать отношения с клиентами на основе взаимного доверия, заявил Г.Тосунян, тем более, когда речь идет о процентной ставке, затрагивающей всех участников рынка. При этом банки не снимают с себя ответственности и предпринимают усилия в законодательной области, работают и с правоохранительной, и с судебной системой. До сих пор объем потребительского кредитования в России чрезвычайно мал и составляет около 7% ВВП, а может составлять, как в развитых странах, больше половины. Ипотека, в которую включают все кредиты в области недвижимости, при всех усилиях не набирает и 1% ВВП и составляет 0.9%. В то же время процент исков по договорам ничтожен и измеряется сотыми долями процента. Здесь, считает Г.Тосунян, есть и вина банков, и вина клиентов, но даже эти незначительные, в пределах погрешности, доли процента можно минимизировать. АРБ открыта к диалогу со всеми заинтересованными органами, заключил он.Начальник департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский отметил, что в отношении процентной ставки существуют три аспекта: философский («новое рождается в муках»), коммерческий («банки не должны являться альтруистами, они зарабатывают прибыль») и социальный, касающийся ощущения заёмщика от работы банков. Речь идет не о правонарушениях, пояснил А.Симановский, а о необходимости повышения социальной составляющей в работе банков, и по этому направлению Центробанк всегда находил понимание и поддержку со стороны банковского сообщества. В настоящее время ЦБ РФ выступает за большую транспарентность банков и просит раскрытия информации об эффективной процентной ставке (ЭПС) заёмщику.В настоящий момент идет согласованная работа над законом о потребительском кредитовании, сообщил А.Симановский. «Защищать нужно обе стороны процесса – и банки, и заемщика, перекос в чью-то сторону исказит рынок. И хотя заёмщики априорно рассматриваются как более слабая сторона, не нужно забывать о том, что среди них есть мошенники, сознательно наносящие банкам ущерб», – отметил А.Симановский.Зампредседателя правления ВТБ 24 Ирина Бушева заявила, что в интересах банка показать и разъяснить клиенту всё содержание договора по пунктам: «привлечь клиента просто, а еще проще потерять его».С 1 июля эффективная ставка по кредитам будет отражена в договоре, и ВТБ 24 готов ввести эту новацию в срок. Кроме того, добавила И.Бушева, ВТБ 24 выдаёт клиенту график погашения задолженности. У клиента есть право погасить ее досрочно, но если обычно за досрочное погашение берется некоторая комиссия, ВТБ 24 планирует от этой меры отказаться. При досрочном погашении части суммы клиенту выдается новый график погашения. Клиент банка может узнать всё о состоянии своего кредита в сервис-центре банка, в интересах которого продать не один, а как можно больше кредитных продуктов, наиболее полно раскрыв всю информацию о них.Председатель правления Хоум Кредит энд Финанс Банк Андрей Лыков посетовал на количество проверок банков Федеральной антимонопольной службой, Российским обществом защиты прав потребителей и законодательный вакуум вокруг законодательного оформления потребительского кредитования. Однако, заметил он, количество жалоб на работу банков растёт явно медленнее, чем сам рынок потребкредитования.Исполнительный директор по розничному бизнесу банка «УРАЛСИБ» Олег Ганеев отметил, что основная масса заёмщиков «продолжает осторожничать», поэтому особенно важно развивать институт финансовых консультантов, интернет-системы информирования о банковских продуктах. «Уралсиб», по его словам, увличивает долю беззалоговых кредитов. О.Ганеев считает, что сегодняшний алгоритм расчета эффективной процентной ставки не совершенен.На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», в чем заключаются разногласия по алгоритму банковского сообщества и ЦБ, А.Лыков ответил, что предполагаемая комиссия за обслуживание клиента у третьих лиц не может быть включена в расчет эффективной процентной ставки, потому что неизвестно, куда именно (в Сбербанк или, например, в Почту России) направится клиент. Также, по его мнению, не может быть включен в расчет ЭПС и штраф, предъявляемый клиенту: многое зависит от его кредитного поведения. «А вдруг штрафов не будет совсем?» – задал вопрос А.Лыков.Те же самые вопросы вызывает и включение в расчет ЭПС комиссии за использование кредитной карты, поскольку заранее невозможно сказать, сколько раз в месяц клиент воспользуется картой – один раз или, к примеру, сорок.С коллегой согласился О.Ганеев. Он считает, что комиссия за платежи в других сетях не может быть включена в расчет ЭПС. «В договор нельзя изначально включать поведенческие моменты, это запутает клиента окончательно», – считает О.Ганеев.И.Бушева добавила, что в банковской сфере есть продукты, по которым вообще нельзя рассчитать ЭПС, но если клиент ведет себя согласно оговоренным заранее правилам, его ставка может составить и ноль процентов. «Незачем перекладывать нетипичное поведение на плечи добросовестных заёмщиков», – отметила И.Бушева.Г.Тосунян подвел итоги пресс-конференции, подчеркнув, что любой пункт банковского договора должен быть тщательно прописан и разъяснён клиенту, однако и клиенту надо думать об эффективной политике погашения задолженности. Источник: Альянс Медиа

Вам также могут понравиться