Инвестиции в доставку 2026: Почему склады и мопеды — это прошлый век, и где искать настоящие «Иксы»

Слушайте, ну вы же сами это видите. Выходите на улицу — а там они, самокаты для быстрой доставки еды. В желтом, в зеленом, в розовом. На великах, на самокатах, пешком по сугробам. Тащат эти квадратные рюкзаки. Иногда кажется, что скоро вообще никто готовить не будет, все тупо будут ждать курьера. Мы стали ленивыми. Факт. Я сам вчера заказал батарейки. Батарейки, Карл! Из магазина в соседнем доме можно заказать доставку продуктов. Потому что лень одеваться было.

И вот глядя на этот муравейник, возникает мысль — шальная такая, но навязчивая: а не вложить ли в это бабки? Ну типа, раз все пользуются, значит там горы денег, да? Инвестиции в доставку продуктов — звучит хайпово и эффективно.

Спойлер: если вы собрались покупать мопеды или открывать очередную «Шаурму №1» — не всё так сладко. Вообще не сладко.

Я решил разобраться. Без вот этих вот «аналитики прогнозируют устойчивый рост». Я вам сейчас на пальцах раскидаю, что там творится на самом деле, почему рынок логистики мутирует и почему в 2025 году инвестировать надо не в «ноги», а в «мозги».

Что вообще происходит с рынком? (Честный взгляд на 2025-2026)

Рынок курьерской доставки — он как тот подросток, который вырос на 20 см за лето и теперь у него колени болят и спина ноет. Пандемия дала такого пинка под зад всей индустрии, что мы летели вперед пару лет на реактивной тяге. Но халява кончилась.

Рост выручки есть? Есть. Люди не перестанут жрать, это база. Но изменилась сама суть. Главная проблема 2025 года — ЛЮДЕЙ НЕТ. Физически. Вы видели зарплаты курьеров? В Москве и Питере они уже получают больше, чем младший менеджер в офисе. 100, 150 тысяч рублей. Дефицит кадров — это черный лебедь, который клюет инвестора прямо в темечко.

Поэтому любая бизнес-модель, завязанная на найме тысяч людей, сейчас трещит по швам. Маржа съедается зарплатами. И тут на сцену выходит Она.

«Последняя миля»: Черная дыра или Грааль для инвестора?

Давайте честно. В логистике есть понятие «Последняя миля» (Last Mile). Это тот самый финальный этап, когда курьер берет заказ со склада и несет его клиенту в дверь. Так вот. Это самый дорогой, самый геморройный и самый неэффективный этап. Он сжирает до 50% всей стоимости логистики!

Представьте: фура везет тонну груза через всю страну дешево. А потом курьер Вася несет одну коробочку на пятый этаж без лифта — и это стоит космос. И именно здесь, в «Последней миле», сейчас идет настоящая война. Война не за курьеров, а за эффективность.

Кто научится доставлять быстрее и дешевле, не нанимая армию рабов — тот и станет новым Джеффом Безосом. И именно сюда нужно смотреть инвестору. Не в покупку «Газелей» (они ржавеют), а в технологии, которые управляют этим хаосом.

Рынок IT-решений: Железо vs Софт

Смотрите, как развиваются службы доставки на российском рынке. Инвестировать в «железо» (склады, машины, самокаты) — это путь в никуда. Амортизация, ремонты, аварии. Инвестировать в Софт для логистики (TMS, маршрутизация, управление курьерами) — это совсем другая история. Код не ржавеет. Код можно продать тысячу раз. Маржинальность IT-бизнеса в логистике — бешеная.

Но куда именно нести деньги? Давайте препарируем рынок, как лягушку.

1. Гиганты: Яндекс Маршрутизация и прочие монстры

Первое, что гуглится — это Яндекс Маршрутизация. Мощнейшая штука. Алгоритмы, которые учитывают пробки, погоду, фазу луны и настроение водителя. Используется крупняком.

Можно ли в это инвестировать? Короткий ответ: Нет. Точнее, не так, как вы хотите. Яндекс Маршрутизация — это не отдельная компания. Это часть огромной экосистемы Яндекса. Вы не можете купить долю в «Маршрутизации». Вы можете купить только акции Яндекса (YDEX) на бирже. И тут начинается… Вы покупаете «в нагрузку» всё остальное: такси, поисковик, колонки, риски регулирования, геополитику. Это как купить целый аэропорт, чтобы инвестировать в одну кофейню внутри. Плюс, Яндекс — это уже созревший бизнес. Там не будет роста в 100 раз (x100). Там стабильный, скучный рост на пару процентов в год. Для сохранения капитала — ок. Для агрессивного заработка — скука смертная. Плюс, это дорого и сложно. Порог входа, чтобы ваши инвестиции хоть что-то значили, — миллионы.

2. Середнячки и «закрытые клубы»

Есть компании типа служб доставки, которые предлагают новые форматы. Veeroute или Relog (в разных регионах свои герои). Проблема с ними одна — туда фиг попадешь. Это либо B2B-решения, которые сидят на контрактах с корпорациями и не ищут частных денег и не особо развиваются, либо они уже продались стратегам. Многие подобные стартапы 2020-го года либо умерли, либо стали частью крупных холдингов. «С улицы» зайти туда с чеком в 1-5 млн рублей невозможно. Вас даже на порог не пустят.

3. Скрытые жемчужины: CourierCloud и молодые стартапы

А вот тут становится жарко. Я накопал информацию про ребят, которые сейчас делают то, что делал Uber в 2010-м. Меняют правила игры. Сервис CourierCloud (у них там дрес мелькал: https://couriercloud.by).

Что это такое? Это облачная платформа, которая превращает любую курьерку «на коленке» в технологичную компанию уровня Додо Пиццы или Самоката. Они дают софт, который:

  • Автоматически распределяет заказы (без диспетчера-тупицы).
  • Строит маршруты.
  • Дает приложение курьеру и клиенту.
  • Считает деньги.

Почему это интересно инвестору?

  1. Эффект низкой базы. Это стартап на ранней стадии (Early Stage). В отличие от Яндекса, который уже стоит миллиарды, тут оценка еще адекватная. Потенциал роста (те самые «Иксы») — огромный. Если они захватят хотя бы 5-10% рынка малого и среднего бизнеса (а он пустой, потому что Яндекс для малого бизнеса дорогой и сложный) — оценка компании улетит в космос.
  2. Реальная возможность входа. В такие проекты еще реально зайти частному инвестору. Им нужны средства на масштабирование, маркетинг, допил фич.
  3. Продукт попадает в боль. Сейчас тысячи мелких доставок (суши и роллов, цветы, интернет-магазины) страдают на российском рынке доставки. У них нет денег пилить свое приложение за 5 млн рублей. CourierCloud дает им это за копейки по подписке (SaaS). Это масштабируемая модель. Подключил клиента — он платит вечно.

Это классическая венчурная история. Риск есть? Конечно, это стартап. Но и выхлоп может быть таким, что вы потом внукам будете рассказывать, как «вовремя заметил». У них огромное преимущество перед другими — гибкость и фокус именно на том, чтобы убрать людей из управления. Автоматизация всего. В 2025 году, когда людей нет, это киллер-фича.

Куда НЕ СЛЕДУЕТ инвестировать в «Последней миле»

  • Создание собственного ПО с нуля. Если к вам придет друг и скажет: «Давай напишем свой убийцу Яндекса, нужно всего 10 млн», — гоните его в шею. Вы сожжете деньги. Конкурировать с готовыми решениями (как тот же CourierCloud или коробочные продукты) бессмысленно. Разработка сейчас стоит космос.
  • Агрегаторы «второго эшелона». Пытаться сделать «еще один Delivery Club» в 2025 году — это безумие. Рынок поделен.
  • Дроны и роботы (пока что). Хайп есть, толку нет. Законодательство не готово, зимой в снегопад роботы застревают. Это игрушка для гигантов, чтобы пиариться, а не бизнес для частного инвестора.

Остальные варианты: Бегло пробежимся

Чтобы картинка была полной, напомню про классику, но уже без энтузиазма.

Франшизы (СДЭК, ПВЗ Ozon/WB): Рынок перегрет. ПВЗ на каждом углу. Штрафы душат. Если открываться — то только в глухой провинции или новых ЖК. Доходность падает, геморрой растет. Это уже не инвестиция, а покупка себе работы за свои же деньги.

Свой автопарк под сдачу: Тема живая, но грязная. Машины бьют, угоняют. Нужен жесткий контроль. Доходность 20-30% годовых, но это «кровавые» деньги, которые вы будете выбивать из водителей и страховых.

Итого: Вердикт и Стратегия

Короче. Давайте подводить черту. Мир изменился. Тупо «купить грузовик» или «открыть пункт выдачи» — это стратегии 2020 года. В 2025-2026 годах деньги делаются на эффективности и технологиях.

Мой рейтинг привлекательности (субъективно, но честно):

  1. ТОП-1: Инвестиции в IT-стартапы «Последней мили» (SaaS-решения). Это CourierCloud и похожие молодые проекты.
    • Почему: Вы инвестируете в технологию, которая решает главную проблему рынка (дефицит кадров). Потенциал роста кратный (x10, x50). Возможность зайти на раннем этапе.
    • Риск: Венчурный (надо проверять команду и трекшн). Но если «взлетит» — вы в шоколаде.
  2. ТОП-2: Нишевые Дарксторы/Склады. Если есть много денег (от 50-100 млн), стройте мелкие склады внутри городов. Спрос на аренду от «Самокатов» и e-commerce будет вечным. Это консервативно, надежно, скучно.
  3. ТОП-3: Арендный бизнес (Транспорт). Электровелосипеды, авто. Только если готовы сами крутить гайки и бегать за должниками.

Куда точно НЕ НАДО:

  • В Яндекс Маршрутизацию (невозможно напрямую, слишком размыто).
  • В открытие своих IT-велосипедов с нуля (дорого).
  • В ПВЗ в центре крупных городов (поезд ушел).

Финальная мысль: Логистика 2025 — это битва алгоритмов, а не битва курьеров. Побеждает тот, кто умеет управлять процессом, а не тот, кто просто носит коробки. Если хотите сыграть по-крупному — ищите тех, кто продает «лопаты» во время золотой лихорадки. Сегодня эти «лопаты» — это софт типа CourierCloud, который позволяет бизнесу выжить без лишних людей и оптимизировать службы доставки.

Думайте, анализируйте. И не бойтесь технологий. Железо ржавеет, софт — правит миром.

Вам также могут понравиться