Новости
НовостиСначала2014годабанкиначалидействоватьновыеправила, упрощающиепроцедурувозвратаденег, украденных (незаконновыведенных) сбанковскихкарт. Длядержателейпластиковыхплатежныхсредствэто, конечно, приятнаяновость, нопринятыйзаконнелишеннекоторыхнюансов, которыенужнознать. Ксожалению, известныслучаи, когдаудержателейкартбезихведомасписываютдовольнобольшиесуммы. Приобращениивбанквыясняется, чтоденьгисняты, например, заоплатукакой-нибудьуслугинатерриториидругогогосударства. Банкирыприэтомразводятрукамиисоветуютклиентамписатьзаявления, инициируярасследование. Перспективывозвратаденегвтакихслучаяхвесьматуманны, многиедержателикарттакиосталисьбезденег. Именнотакоеположениеделпослужилоповодомдлявнесениявфедеральныйзакон «Онациональнойплатежнойсистеме» (№ 161-ФЗот27.06.2011г.) революционныхизмененийввидепоправоквстатью9. Банкировобязалиоповещатьдержателейкартовсехоперацияхсиспользованиемихпластиковыхплатежныхсредств. Этамерапозволяетувеличитьшансыспасениясредствспомощьюнемедленногоблокированиякарты (довольночастокрупныесуммыдляснятияскартыпредварительнорезервируются, асписываютсянесколькопозже). Правда, законнедаетчеткоготолкования, какимспособомдолжнопроизводитьсяоповещение. Покрайнеймеревчасти4статьи9ничегонеговоритсяоботправкебесплатныхсмс. Речьидеттолькоотом, чтопорядокоповещенияустанавливаетсядоговором. Этанеясностьпозволяетбанкампо-прежнемувзиматьплатузамобильныеуслуги, размеркоторой, впрочем, невелик — примерно30-60рублейвмесяц. Абесплатныеуведомленияпредполагаетсявысылатьнаэлектронныеадреса, что, безусловно, непредставляетособогоудобства. Ноестьвпресловутой9-йстатьеивесьмаконструктивноеи, можносказать, главноеновшество. Сутьегозаключаетсявтом, чтолюбыеденьги, снятыескартыклиентабезеговедомаисогласиядополученияимуведомления, банкдолженвозместить, еслинебудетдоказано,чтосамимклиентомбылинарушеныправилапользования «электроннымсредствомплатежа». Какэтодействуетвреальности? Компенсациядержателюкартыполагаетсялишьвслучаях, еслионсвоевременнопроинформировалфинансовоеучреждениеобутратепластиковойкартыилиеенесанкционированногоиспользования (втомчисле «увода» денегбезеговедома). Следуетобратитьвниманиенато, чтозаконодательнаянормапредполагает, чтообращатьсявбанкнужновкратчайшиесроки — буквальновтечениесутокпослетого, какбанкуведомилобоперации, которая, помнениюклиента, совершенабез еговедома. Еслисрокподачиобращениякбанкирампревышен — ониавтоматическиосвобождаютсяобответственностииникакойкомпенсацииуженепредвидится. Важно: обращениеклиентаоформляетсяввидезаявлениялибоизвещениявформесмс, телефонногозвонка, электронногописьма, взависимостиотусловийдоговора. Поэтомунужнозаранеепоинтересоватьсявбанке (илидетальноизучитьдоговорпокарте), вкакомвиденужнооповещатьбанк. Еслижесамифинансистынарушилиобязательстваинепроинформировалиокакой-либооперации, проводимойпокарте, то, ответственностьвозлагаетсянабанк — онобязанвозместитьсредства, «уведенные» скарты, окоторыхнебылуведомленклиентвслучае, еслиименноэтисредствабылиснятыбезведомаклиента. Ещеодиннемаловажныйнюанс. Согласночасти15статьи9законабанкобязанвернутьсредства, незаконноснятыескарты, еслинедокажетнарушениеклиентомправил (порядка) пользованияэлектроннымсредствомплатежа. Тоесть, доказыватьвиновностьилиневиновностьклиентатеперьдолженбанк, втомвремякакраньшеэтобылообязанностьюклиента. Казалось, этооблегчаетжизньдержателямкарт, носуществуетиопределенныйподвох. Ужбольнорасплывчатосамопонятие «нарушениепорядкаиспользованияплатежногосредства» — слишкомпо-разномуегоможнотрактовать. Ноклиентамнепомешаетпомнитьиосвоихзаконныхправах. Так, например, закон «Озащитеправпотребителей» обязываеттех, ктооказываетуслугигражданам, всюнеобходимуюинформациюдоноситьвдоступноминаглядномвиде. Поэтому, припопыткебанкадоказать, чтоклиентнарушилправилаиспользованиясредстваплатежа, онпопутнодолженпривестидоказательстватого, чтоклиентуэтисамыеправилабылипредоставленывдоступнойинагляднойформе. Черезкакоевремявернутденьги? Ксожалению, закон № 161-ФЗобэтомумалчивает. Встатье9толькоупоминается, чтофинансовоеучреждениедолжноуведомитьдержателякартынепозднее30-дневногосрокапослеподачизаявления. Конечно, гражданемогутпотребоватьвозмещенияущербачерезсуд. Ночтоделать, еслиформальнобанкирынеотказываютсяоткомпенсации, нобесконечнотянутвремя? НатакойслучайвГКРФсуществуетстатья314, всоответствиискоторойлюбоеобязательство, неимеющееоговоренныхсроков, следуетвыполнятьвразумныесроки. Еслижеэтонепроисходит, тонепозже7днейсовремениподачипретензииоеговыполнении. Так, например, есливтечение2-хнедельбанкнеперечислилнакартуукраденныеденьги, томожноподатьтребованиевписьменномвидеовозвратесредстввсемидневныйсроксоссылкойнаозначеннуюстатьюГражданскогокодекса.
Sign in
Sign in
Recover your password.
A password will be e-mailed to you.